DADGAD Series (часть II).
Аккомпанемент.

Подниматься по лестнице следует передом вперед, ибо перемещение задом наперед, либо же боком, вызывает значительные трудности. Естественное положение тела - прямостоячее, мышцы рук расслаблены, голова поднята - однако же не слишком высоко, в противном случае в поле зрения уже не попадут ступеньки, следующие непосредственно за той, на которой вы стоите; дышать следует ровно и размеренно. Чтобы приступить к подъему, поднимите для начала ту часть тела, которая находится внизу с правой стороны и чаще всего заключена в футляр из кожи либо замши и которая почти всегда - за редкими исключениями - полностью умещается на ступеньке. После того, как на первой ступеньке окажется вышеописанная часть тела, которую для краткости мы обозначим словом "нога", поднимается соответствующая ей часть слева (она также обозначается словом "нога", но ее не следует путать с уже названной ногой); поставим ее на вторую ступеньку; таким образом на первой ступеньке будет стоять нога и на второй ступеньке будет стоять нога. Первые ступеньки обычно даются труднее всего, затем приходит навык необходимой координации. Объяснение усложнено тем обстоятельством, что обозначения "нога" и "нога" совпадают по звучанию. Обращайте особое внимание на то, чтобы не поднимать одновременно ногу и ногу.

Х. Кортасар. "Как правильно подниматься по лестнице".

Ситуация

Хочется верить, что предыдущий рассказ про гитару в строе DADGAD заинтересовал кого-то настолько, что этот кто-то перестроил (или перестроила, чтобы быть политкорректным) свою гитару в означенный строй и любопытства ради побречала на ней хотя бы часок. Я бренчу уже полтора года; не скрою, иногда нестерпимо хочется вернуть все взад.

Emin7add9

После туманной недосказанности и расплывчатости дадгадных аккордов душа просит чего-нибудь определенного, простого и русского, вроде Dm, который кто-то назвал "самым печальным из всех минорных аккордов". Все попойки неизбежно заканчиваются перестраиванием гитары в стандартный строй. Но сдаваться, разумеется, мы не собираемся, о нет. Пока есть вот такие аккорды (см. рисунок слева) - мы с DADGAD-ом навсегда.

Накопив некоторое количество практических наблюдений, я хотел бы поделиться своими мыслями по поводу аккомпанемента. Перед человеком, идущим на сейшн с гитарой, обязательно встает вопрос: что и как играть, когда зазвучит первая мелодия? Под "что" я подразумеваю те самые "аккорды", то есть гармоническую составляющую аккомпанемента, а под "как" - рисунки, акценты, различные виды боя и прочие технические моменты. "Как" - я постараюсь описать в следующий раз (заодно и сам разберусь), а сегодня будет "что". Для простоты забудем на время о существовании разнообразных ритмических фигур - джиг, рилов, полек, рэгтаймов, андро и т.д. С точки зрения аккомпанемента это все - мелодии. Сейшенеры зовут их "тьюнами" (от слова tunes), иногда ласково уточняя - "факин' тьюн".

Итак, вводная ситуация такова: вы садитесь на одно бревно со скрипачом или флейтистом, мелодия зазвучала, что играть? Чтобы ответить на этот вопрос, мне придется скормить читателю немного громоздкой теории и рассказать о ладах и тональностях. В конце рассказа я постараюсь свести все воедино и поделиться интересным способом "разгадывать" мелодию, которую слышишь в первый раз. Многое в теории вызывает вопросы у меня самого, но, как известно, лучший способ что-то понять - это начать объяснять другому. Ну и кстати, почти все нижесказанное применимо к любому строю гитары и любому инструменту, на котором можно брать аккорды. Так что мы даже от DADGAD-а абстрагируемся - на время, конечно.

Лады. Какой у нас сегодня минор?

Сказано, что в познании мира дзен-буддист проходит три стадии:

  • гора - это гора;
  • гора - это не гора;
  • гора - это гора.
Пройдем и мы три стадии познания лада. После споров со своей музыкально образованной супругой я вдруг уяснил, что в этом вопросе царит изрядная путаница! И что в музыкальных школах лады объясняются как-то по-другому. А именно, там существуют понятия "мажор" и "минор", которые бывают "натуральными", "мелодическими" и "гармоническими". В средневековой музыкальной теории, которая применима к народной музыке до сих пор, термины абсолютно другие. И пользуюсь я именно ими. Не могу удержаться от того, чтобы не внести свой вклад в эту путаницу.

Лад, грубо говоря - это последовательность музыкальных звуков, идущих через определенные интервалы (как правило, через пол-тона или тон). В английской литературе лад - это mode (не путать с гитарным железным ладом - это "fret"). Не надо путать и с тональностью (key). В музыкальных школах всегда приводят "До-мажор" как пример тональности, построенной на мажорном ладу - "до-ре-ми-фа-соль-ля-си". Но мы давайте возьмем "Ре-мажор" - "D-E-F#-G-A-B-C#". Почему? (Гнусаво) Потобу что ты не в школе, сыдок! Если вы наугад запустите руку в ящик с кельтскими мелодиями, то скорее всего вытащите что-нибудь в "ре-мажоре", тогда как "до- мажор" там вообще редкая штука.

А теперь оппаньки, откажемся на время от понятия "мажор". Теперь - первое важное сообщение: в большинстве случаев, когда мы говорим о "мажоре" применительно к кельтской или вообще средневековой музыке, имеется в виду Ionian mode (Ионийский мажорный лад). Если мы сыграем вот это самое "D-E-F#-G-A-B-C#", мы сыграем "ионийский" Ре. В ладу семь нот - семь ступеней. Нумеруются они римскими цифрами с I до VII. Если мы сыграем ноты этого лада, но со сдвигом, начиная со второй ступени ("E-F#-G-A-B-C#-D") - то получим то, что обычно называется "ми-минором". А в нашем Универсальном Трактате лад, начинающийся на второй ступени ионийского лада, будет называться Dorian mode (Дорийский минорный лад). Обратите внимание: одни и те же ноты - но разные лады. Всего на ионийском ладу можно построить 7 ладов. Все они имеют красивые греческие названия. Что неудивительно - ведь средневековая музыкальная теория была формализована греками и монахами.

Ступень Название Тип Пример
I Ionian, ионийский мажор Ре - D-E-F#-G-A-B-C#
II Dorian, дорийский минор Ми - E-F#-G-A-B-C#-D
III Phrygian, фригийский минор Фа-диез - F#-G-A-B-C#-D-E
IV Lydian, лидийский мажор Соль - G-A-B-C#-D-E-F#
V Mixolidian, миксолидийский мажор Ля - A-B-C#-D-E-F#-G
VI Aeolian, эолийский минор Си - B-C#-D-E-F#-G-A
VII Locrian, локрийский минор До-диез - C#-D-E-F#-G-A-B

В классической литературе понятию "ионийский лад" соответствует термин "натуральный мажор", а "эолийский лад" - "натуральный минор". Также в классической литературе тональности, имеющие одни и те же ноты, но начинающиеся с разных ступеней, называются "параллельными". Помимо этих семи, существует еще туча других ладов, но ионийскому мажору параллельны только эти. Загляните любопытства ради вот сюда - но не говорите потом, что вас не предупреждали!

В кельтской музыке чаще всего встречаются ионийский, дорийский и эолийский лады. Мелодии для волынки обычно миксолидийские. Все остальные лады вам не встретятся в кельтской музыке никогда. Поэтому в дальнейшем мы ограничимся разговором только об этих четырех ладах - ионийском мажоре, дорийском миноре, миксолидийском мажоре и эолийском миноре.

Теперь настало время вернуться к понятию "мажор". Термин "ионийский мажор" не означает, что где-то есть и "ионийский минор"! "Мажором" он назван потому, что звучит "мажорно", с точки зрения нашего европейского уха. Поэтому для компактности в дальнейшем я буду опять называть "ионийский мажор" просто "мажором". И не только для компактности. Попробуйте во дворе попросить кого-нибудь сыграть в "ионийском Ре". Последствия могут быть непредсказуемы. Вас могут послать в жопу, в соответствии с канонами дзен-буддизма. Вас так же пошлют в жопу на сейшне, где "ре мажор" в 99% и подразумевает "ионийский Ре".

Вот мы и вернулись к тому, что гора - это все-таки гора. Но что нам даёт знание того, что "мажор" - на самом деле "ионийский мажор"? Терпение...

Тональности. Ро мажор или Зю минор?

Так вот, любой лад - это силовая сетка, размещение звуков относительно друг друга. А тональность - то, что что определяется высотой тоники, первой ноты лада. Понятно, что ионийский лад, а значит и остальные, можно построить от любой ноты. На практике, в кельтcкой музыке встречаются три набора тональностей:

  • Без диезов в ключе - C ionian (и производные - D dorian, G mixolidian, A aeolian). C-D-E-F-G-A-B;
  • С одним диезом в ключе - G ionian (и производные - A dorian, D mixolidian, E aeolian). G-A-B-C-D-E-F#;
  • С двумя диезами в ключе - D ionian (и производные - E dorian, A mixolidian, B aeolian). D-E-F#-G-A-B-C#.

Все остальное уже экзотика. Ни один скрипач никогда не загонит гитариста куда-нибудь в Соль-диез-минор (а хотя бы и загонит - каподастр на что?). Ассортимент здесь весьма ограничен. Связано это с тем, что большинство мелодий пришли из скрипичной или флейтовой музыки, а они-то как раз и работают в указанных тональностях наиболее эффективно. В народной музыке никогда не встретишь чего-то, что было бы неэффекивно или излишне трудоемко. Хотя некоторые волыночные мелодии звучат в Ля-диез. Не потому, что попался такой вот оригинальный волынщик - нет, просто у него инструмент такой.

Лады и тональности на слух. Жуки и бабочки.

Но самое приятное то, что, если немного потренировать ухо, можно "снимать" лад и тональность на лету. Люди с абсолютным слухом сразу могут сказать, что за нота звучит. Но даже и не имея абсолютного слуха, можно развить интуицию, которая поможет не ошибаться с тональностью в большинстве случаев. А вот с определением лада, на мой взгляд, разобраться гор-раздо легче.

Слушая мелодии, вы наверняка замечаете, что одни звучат беззаботно и легко (это мажорные), а другие имеют более "темную" окраску и печальны - это минорные. Но и мажоры, как вы помните, бывают двух видов. Давайте прислушаемся к первой мажорной мелодии: джига "Sixpenny Money". Можно заметить, что мелодия ведет себя как бабочка (ах!), которая сидит на цветке, потом перепархивает (ах!) на другой, потом назад, потом (опс!) на третий, потом снова назад. Так мелодия "гуляет" по ладу. Немного потренировавшись, можно научится слышать это движение в любой мажорной вещи. Три цветка, по которым перемещается бабочка-мелодия - это базовые, доминирующие ступени ионийского мажора - I, IV и V. В большинстве случаев вы не ошибетесь, "озвучивая" эти ступени соответствующими аккордами. Об аккордах мы поговорим дальше. Если вы правильно определили мелодию как построенную на ионийском ладу, ваш простейший, но верный аккомпанемент будет - I-IV-I-V. Если мелодия в Ре-мажоре, вы играете D-G-D-A, и все довольны.

А вот другая мажорная мелодия. Мелодия опять гуляет по ладу, но она как шмель, крутится то вокруг одного соцветия, то вокруг другого. Послушайте джигу "Banish Misfortune". Если в мажорной мелодии слышатся две сильных ступени - это миксолидийская мелодия. Она озвучивается I и VII (играющейся октавой ниже) ступенями. Еще пример, проигрыш в "Кровавой Мэри" - он играется в миксолидийском Соль, на двух аккордах - G и F. На мой вкус эти мелодии звучат "душновато", но это, может быть, и субъективное впечатление.

Ну а минор? Их тоже два, и отличить дорийский минор от эолийского довольно сложно, на мой взгляд. Вот джига "Scarce O'Tatties". Дорийский минор. Если прислушаться и закрыть глаза, можно увидеть печального жука-навозника, тяжело перелетающего с одного подсолнуха на другой, и назад, и опять на подсолнух, и опять назад. В данном случае доминирующие ступени опять I и VII вниз. Играем I-VII-I-VII. В случае со "Scarce O'Tatties" это Dm-C-Dm-C. Эта прогрессия хороша в обеих случаях, а для эолийского минора еще очень хорошо играть I-VII-VI-V (все вниз). Эта прогрессия встречается в музыке очень часто, и вы ее знаете: Am-G-F-Em.

"Скажи мне аккорды!"

"Все это, конечно, очень хорошо,- скажете вы.- Но где же аккорды для остальных 1,000,000 джиг, рилов и хорнпайпов зеленой Эйрин?" Настало время поделиться тем, что я и сам считаю очень ценным. Не аккордами - но способом самому выстраивать аккорды для требуемого лада. Способ этот несколько трудоемок, и для импровизации "на лету" не годится. Скорее, он незаменим для анализа ладов и сопутствующих им аккордов.

Теоретически аккордовые гаммы можно играть на чем угодно. На практике - я пробовал играть их на мандолине, это довольно трудно. Основная идея заключется в том, чтобы играть гамму по ладу не отдельными нотами, а трезвучиями, построенными на этом ладу. В результате мы получим семь трезвучий, полностью применимых в данном контексте. Поэтому, кстати, само название "аккордовые гаммы" не вполне корректно - аккорды на гитаре, как вы знаете, почти никогда не являются правильными трезвучиями, в них всегда что-то пропущено, удвоено, переставлено местами или повышено на октаву. Здесь же у нас правильные трезвучия - тоника-терция-квинта. Аж самому противно.

Итак. Простой "бокс" с гаммой Ре-мажор на грифе гитары выглядит следующим образом: D-E-F#-G-A-B-C# (гриф изображен так, как смотрит на него бедняга-гитарист - басовые струны снизу, колки слева). Зеленым обозначена тоника - Ре. Строй - здесь и дальше - DADGAd.

Гамма Ре-мажор

Построим от I ступени трезвучие, включив в него тонику (саму ноту на этой ступени), ноту через ступень и еще ноту через ступень, т.е. у нас получится DF#A. Не вдаваясь опять в теорию, скажу, что у нас получилось правильное трезвучие - тоника Ре, мажорная терция от Ре (F#) и квинта от Ре (A).

Перейдем ко второй ступени и точно так же построим трезвучие из тоники (E), ноты через ступень (G) и ноты еще через ступень (B). На этот раз получился Em - Ми, минорная терция от Ми (G) и квинта от Ми (B).

И так далее. Когда в конце нам начнет "не хватать" нот, достроим еще одну ре-мажорную гамму октавой выше. Аппликатуру можно (и нужно) слегка менять, чтобы пальцам было удобнее. У нас, для начала, должно получиться вот что:

Аккордовая гамма для ионийского Ре

Ступень Трезвучие Аккорд
I DF#A D
II EGB Em
III F#AC# F#m
IV GBD G
V AC#E A
VI BDF# Bm
VII C#EA (!) 1-я инверсия A

Обязательно поищите свои аппликатуры для аккордовых гамм. Что, если перемещать тонику только по 5-й, 4-й, 3-й струне? А по 2-й?

Насчет последнего аккорда. Я честно не знаю, почему здесь нарушен общий принцип. По идее, должен был бы получиться Edim (C#EG). Но в кельтской музыке уменьшенные (dim) аккорды не используются. Вот и все, что я могу сказать по поводу этого исключения. Загадочная кельтская душа не приемлет ничего уменьшенного.

Полученные 7 трезвучий

Теперь, когда перед нами 7 трезвучий (см. рис.), и ваши пальцы их помнят, озвучить уже упоминавшуюся прогрессию I-IV-I-V не составит труда. Это будут D-G-D-A.

Если вы хотите подыграть мелодии в дорийском миноре (Ми), мысленно сдвиньте таблицу вниз на один ряд, и у вас будут аккорды для дорийского Ми - I-VII-I-VII, соответственно, будет Em-D-Em-D.

Если у вас миксолидийский мажор (здесь это Ля) - то сдвиньте таблицу так, чтобы тоникой стала Ля. Аккомпанемент I-VII будет звучать как A-G-A-G.

Если у вас эолийский минор (в этой тональность - Си), то делаем тоникой Си и получаем аккорды Bm-A-Bm-A, или, для прогрессии I-VII-VI-V, Bm-A-G-F#min.

Всё! Зажигаются огни большой сцены! Другое дело, что огромное количество совеменной поп- и фолк-музыки тяготеет именно к этим типовым последовательностям аккордов, да и туповато это - все время топтать одни и те же ноты. Но, как я это нашел для себя, прогрессия I-IV-I-V в мажоре или I-VII в миноре - это тот минимум, который позволит вам вести осмысленный аккомпанемент без бумажек с аккордами, "сеток" и прочих костылей разума. Это та база, на которой вы впоследствии построите свои собственные офигительные прогрессии.

Вы уже догадались, что у нас в руках - универсальный инструмент, своего рода ключ к любой гармонической задаче. Совместив аккордовые гаммы и "боксы" (аппликатурные решения в рамках четырех ладов, которые можно двигать по грифу, меняя тональность), можно получить аккорды для всех часто употребляемых мажоров (и параллельных тональностей соответственно) - как вы помните, их всего три - До, Ре и Соль. Мажорная гамма в боксе, двигаясь по грифу, дает аппликатуры для всех сопутствующих аккордов. В идеале вы даже не будете думать, какой аккорд берете - в моем примере аккомпанемет I-IV-I-V будет обрабатываться пальцами как "лесенка"-"треугольник под ней"-"лесенка"-"треугольник вниз и направо". Это и хорошо, так как разгружает сознание, и плохо, так как отупляет вас и вашу игру. Поэтому ни в коем случае не стоит останавливаться или привязываться к нарисованным аппликатурам - они не слишком удобны, играть в быстром темпе их трудно. Да и не стоит ожидать, что эти прогрессии универсально подойдут ко всем мелодиям. Что, если мажорная мелодия не желает укладываться в прогрессию I-IV-I-V? И очень многие мелодии, кстати, так и делают. Поэтому...

Сыграем поинтереснее

... освоив I-IV-I-V и I-VII, следует экспериментировать дальше. Главное, помнить:

  • любую ноту можно гармонизировать, взяв ЛЮБОЙ аккорд, где есть эта нота (ну, с разумными исключениями, конечно);
  • любую ноту можно гармонизировать другой нотой, если она отстоит от нее дальше, чем на полутон (опять же думать головой и критически слушать результат).

Вот как эти максимы воплощаются на практике.

1. Замены аккордов
Вместо одного аккорда всегда можно взять другой, если они имеют две общие ноты. Поэтому, например, аккорды II и IV ступени, I и III ступени - взаимозаменяемы. Попробуйте брать Bm вместо D, Em вместо G.

2. Ползущие прогрессии
Лично мой любимый прием. В свете пункта 1, в мажоре вместо I-IV-I-V можно сыграть I-II-III-V. Звучит офигенно. Хороший пример - "Connaghtsmen Ramblers" в исполнении Si Mhor с диска "Кельтомания". А прогрессию I-IV-I-V, кстати, можно играть не только "вверх", но и "вниз".

3. Добавление септаккордов
Септаккорды в кельтской музыке не приветствуются, однако загадочная кельтская душа делает два исключения из этого строгого правила: можно позволить себе септаккорд на II и V ступени. То есть играть не Em, а Em7 (скажу по секрету, что в DADGAD это получается само собой), и не А, а А7. Хотя, впрочем, что значит "не приветствуется"? Попробуйте сыграть D7 под мелодию в Ре-мажоре. Если вам и коллегам понравилось - значит, так тому и быть. Но обычно это придает мелодии блюзовый оттенок, довольно неуместный в этом контексте.

4. Замены и добавления нот
Про DADGAD говорят, что, куда палец не поставь - всюду будет аккорд. Это верно! Гитаристы, как правило, никогда не играют "чистыми" трезвучиями, то есть такими, где тоника самая низкая нота, затем идет терция (мажорная или минорная), затем - квинта. Терция зачастую пропускается (получается модальный аккорд). Квинта или тоника могут дублироваться. К аккорду может добавляться секунда через октаву (нона). Приведенный в начале рассказа аккорд - как раз из таких. Короче, писанных правил нет. Главное - чтобы не прибивалась мелодия. Если она прибивается, вам дадут это понять.

5. Гармонический вал
Наконец, можно просто карандонить на одном аккорде. Всю песню, весь концерт. Вести бурдонный, извините за выражение, бас, играя тонику или модальный аккорд от тоники (D5 годится и для мажора, и для минора). Это мощно, но скучновато, хотя иногда и работает на пользу композиции. Если вы послушаете отдельные голоса средневековых хоралов, или прислушаетесь к дронам волынки, вот это именно то, что они делают.

6. Слушать и воровать идеи
Дэйзи Спруль (Daithi Sproule) из группы "Altan", и Джон Дойл (John Doyle) из "Solas" - великолепные примеры для подражания. Ничто так не греет душу гитариста, как комплимент "ну ты просто спруль сегодня какой-то".

Угадай тональность

И, напоследок, как узнать тональность и лад играемой вещи на сейшне или во время импровизации. Привожу несколько способов, некоторые из них весьма прикольны и похожи на народные приметы.

1. Если играешь с вистлером
Если у него вистл Walton с зеленым мундштуком - скорее всего будет Ре-мажор или Ми-минор. Строй у этого инструмента такой: D-E-F#-G-A-B-C#. Красный мундштук - До-мажор или Ре-минор. У него строй C-D-E-F-G-A-B. Однако ловкий вистлер может взять F на зеленом вистле - надо быть готовым к этому, и см. следующий совет.

2. Если есть ноты
Заглянуть в самое начало нотного стана и посмотреть, сколько там диезов. Но! В некоторых факин' тьюнах отсутствуют первичные признаки лада. Это бывает, когда, в мелодии нет ноты, соответствующей VII ступени лада, или, наоборот, встречается и VII ступень, и пониженная VII ступень, или отсутствует III ступень, отчего непонятно, мажорная мелодия или минорная. Самый частый пример. Два диеза у ключа. Что это? Ре-мажор, ionian mode? Если глядеть в ключ - да. Но в нотах может вдруг встретиться "до" с бекаром, отменяющим диез. И получается, что мелодия-то на самом деле миксолидийская. Отклонения записываются в нотах случайными знаками альтерации. Примеры - джига Banish Misfortune, или Cunnla. То есть следует быть готовым к тому, что мелодия будет склоняться то к одному ладу, то к другому. Ирландские скрипачи ведь не подписывали контракт сочинять только в "правильном" Ionian mode, верно?

3. Спросить
Без комментариев. Крик "какая тут тональность???" не только звучит приятно, но и украсит любой концерт.

4. Знать
У вас есть свободное время, чтобы записать и запомнить аккорды для 1000+ народных мелодий? Мне всегда казалось, что выписывать аккорды на бумажку или создавать аккордные "сетки" для народных мелодий - совсем не то, на что следует тратить свое упорство и энергию. По-моему, стоит один раз поднапрячься и уяснить для себя общую механику, а уж потом "с лету" играть любую джигу или рил. Ведь принципов взаимодействия аккордов в мелодиях - их не так уж и много. Для того, чтобы понять их, нужно только одно - много слушать. Я отлично знаю, как трудно просто сидеть и слушать, когда в руках зудит шестиструнная сестра, но - идеальный гитарист должен быть похож на Чебурашку.

5. Тренировать уши!
Этот способ и вообще подход - идеальный, и именно его и следует практиковать в первую очередь и при любой возможности, слушая записи и живых исполнителей. Потому что у флейтиста может оказаться флейта-поперечка, а в нотах может стоять ни с того ни с сего бемоль. Потому что на сейшн может прийти старикашка с нестроящим аккордеоном. Всякое бывает.

GADAH GAAHm

Господи! Сколько я написал! И зачем? Кому она нужна, эта писанина, глубокомысленно выдаваемая за систему, за мировозрение? "Гитарные группы выходят из моды", как сказали когда-то умные люди на фирме Decca, отказывая "Битлз" в контракте. Весь мир, не парясь, играет на трех блатных аккордах, раскладывает бумажки, где написано что-нибудь вроде "DDDGGGDDDAAA", или произносит заклинание, которое вы видите в названии главы (так была однажды названа песня - по аккордам, висящим на стене). Мир не задумывается над тем, какой минор играется в данный момент - дорийский или фригийский. Словом, handle with care. Я описал подход к гармоническому решению мелодии так, как я его понимаю и сам практикую. Он не лишен недостатков и нуждается в развитии. Он постоянно пересматривается. Он, возможно, кому-то и вовсе не подойдет. Нормальный музыкант со здоровым набором амбиций и не должен принимать на веру ничего из того, что делают его собратья. Если вы хотите подискутировать, или что-то было совсем запутанно, пишите мне или на форум! А сей рассказ мне хочется закончить классической фразой: все, что здесь написано, может быть, неправда.

Exemplary

Но, чтобы не быть голословным, привожу примеры известных вещей с ладами и тональностями.

  • Morrison Jig - E dorian
  • Scotland the Brave - C ionian
  • Musical Priest - B aeolian / D ionian (вторая часть)
  • Swallow's Tail Reel - A dorian (но довольно хитрая)
  • Swallow's Tail Jig - E dorian
  • Kesh Jig - D ionian
  • Drowsy Maggie - E dorian
  • Wild Rover - G ionian
  • Son Ar Chistr - A aeolian
  • Two Sisters - C ionian
  • Donald McGillavry - E dorian
  • Some Say The Devil Is Dead - D ionian
  • Norwegian Wood - E mixolidian (a не D ionian, как я предполагал раньше)
  • Холодные Камни - A aeolian
  • Кунла - в оригинале D mixolidian, у нас D ionian

В Интернете есть огромная база мелодий - John Chambers Tune Finder. В свете нашей статьи она хороша еще и тем, что напротив каждого тьюна пишется лад. Enjoy!

Дмитрий Курцман

Опубликовано на сайте группы The Dartz