Ну как, насладились своим чудесным "ми" второй октавы? Тогда давайте петь дальше.
Как правильно петь песни
И правда, как? Есть люди, которые считают, что прекрасно поют у себя на кухне или в компании собутыльников. Тогда эта глава, впрочем, как и все предыдущие, не для них. А для тех, кто хочет в компании собутыльников блеснуть каким-то особенным пением, но вот незадача, не знает, каким именно. Обычная проблема - тихое, невыразительное пение, либо наоборот, ор со всей дури.
На своих занятиях я даю материал не совсем поэтапно, как описываю здесь. Я нагружаю учеников сразу всем: и распевками, и упражнениями, и пением песен. Как правило, начинаем мы с песни "Грешный человече". Ноты и фонограмму которого я дам в конце.
Почему именно он? Потому что в нем миллион одинаковых куплетов, в которых меняются слова, но не музыка, в мелодии очень мало нот, которые легко запомнить из-за постоянного повторения. Впрочем, то, что я напишу ниже, можно использовать для всех песен, которые встретятся вам в жизни.
Распространенные ошибки при пении текста
Вслушайтесь внимательно в исполнение песен нашей попсой (возьмем, к примеру, Юлю Савичеву). Точнее, вслушайтесь внимательно в произнесение согласных букв. Помните это "на небо за звездоййййййййййййййййййййй!!!"? Запомните первое правило:
в русском языке, а так же в любом другом, тянутся только гласные буквы, согласные, к которым относится и "й" не протягиваются ни-ко-гда. Ни "й", ни "м", ни "л" в окончаниях слов не пропеваются. Ни под каким видом, ни под каким предлогом.
Задание этого урока: найдите эти ошибки в исполнении поп- и рок- звезд. Возмущенно осудите их. Простите их. И сами больше так не делайте.
Как петь правильно в этом случае? "На небо за звездоооооооой". "Й" - короткое, на самом кончике выдоха. Одна из распространенных ошибок и трудностей учеников: они не знают, когда наступит окончание слова. Правило номер два:
ритм - это ваше все! Считайте доли, считайте про себя, если все равно не получается, считайте вслух. Заблуждением является пение вне ритмической основы. Просчитывайте все паузы, все длинные ноты, и только тогда ваша песня заживет и задышит.
В идеале строчка должна звучать так "на небо за звездо-
два, три, четыре, (и на пять приходится) Й". И эти "два, три, четыре" отбивайте хоть ногой в ритме песни, хоть рукой, а хоть даже раскачивайтесь всем телом - это очень помогает. Не пойте вне ритма!
Если окончание приходится на гласную, то правило номер три:
нота протягивается, вибрируется, и в конце неслышно выдыхается весь воздух, который должен быть выдохнут, и только после этого закрывается рот. Распространенная ошибка учеников - либо очень быстро и невыразительно заканчивать ноту, либо закрывать рот раньше, чем произошел выдох и нота прекратила свое звучание. Это отвратительное явление, и если оно вам присуще - избавляйтесь от него сегодня же.
Как вы убедились, окончания слов в песне - существенный момент. Он сразу же говорит о том, профессионал перед вами или нет. Если человек не может протянуть окончание ноты, провибрировав его, продержав ноту на опоре (чтобы она не ездила куда попало вверх и вниз) и вдобавок закрывает рот еще не закончив петь ноту, то этот человек петь не умеет. Совсем.
Но вернемся к "Грешному человеку". Вот его текст и аккорды:
http://www.waterwind.ru/music/lyrics/cd ... chelovecheРазберем только первый куплет:
"Да ходил жа
Грешный человече
Он по белому свету".
Как будем петь чисто русское сочетание согласных букв в словах "ходил жа" и "грешный"? То-то и оно... Непрофессионал споет "ходиллллллжа" и "гЫрешЫный". Новость состоит в том, что петь надо "ходииии-лжа" и "
грЕЕЕ-шный" (где "гр" проговаривается четко, но максимально быстро, с небольшим упором на "р", но ни в коем случае не по-пионерски).
Согласные в словах не пропеваются, они вылетают изо рта на выдохе, в момент деления слова на слоги. То есть:
"Да ходи-лжа
Гре-шный че-ло-ве-че
О-нпо бе-ло-му све-ту".
Если вас ломает правильно делить слова на слоги, "выплевывать" согласные на выдохе в момент произнесения и вообще правильно артикулировать - смиритесь с тем, что ваш голос никогда не перекроет ни одну, даже самую убогую и тихую, гитару. Вы будете пыжиться и стараться орать все громче и громче, но правда состоит в том, что аккомпанемент пробивают
только согласные буквы. Чем четче и активнее вы произносите согласные, тем вас слышней. "Плюйте согласными в стену и тяните гласные" - вот мой основной совет на сегодня.
Итак, вот ноты "Грешного человека":
Вложение:
greshnyi_cheloveche_melody_em.jpg [ 104.15 КБ | Просмотров: 50723 ]
Поем в тональности ми-минор (мы записывали ее в тональности ля-минор, имейте в виду, если соберетесь подпевать). Если слово "тональность" по-прежнему вызывает у вас стойкое недоумение, то я огорчена...
Бегом изучать элементарную теорию музыки!!! Ведь мы договаривались петь исключительно по нотам!!!
Вот фонограмма без голоса. Для особо продвинутых в ля-миноре (тональности оригинала):
http://waterwind.ru/files/lessons/water_wind_-_greshnyi_cheloveche_(minus)_(a-moll).mp3Для начинающих в ми-миноре:
http://waterwind.ru/files/lessons/water_wind_-_greshnyi_cheloveche_(minus)_(e-moll).mp3Не обращайте внимание на некоторую странность звучания минуса в ми-миноре: мы опустили его на кварту, поэтому так и звучит. Зачем это было сделано: не всякий ученик может свободно петь в ля-миноре, постоянно касаясь ноты "ми" второй октавы (после Ваккаи мы все ее любим, я знаю). Поэтому мы с Дэном перенесли минус в ми-минор, чтобы все ученики могли спокойно петь ровно в середине своего регистра, не напрягая свои нетренированные связки.
Итак, подведем итоги: пойте сначала по нотам под клавиши. Выучив текст, пойте под минус. Не стоит напрягаться, орать, стараясь перекричать минус. Стоит выплевывать согласные и протягивать гласные. На сегодня этого более, чем довольно, я думаю.